Главная страницаКарта сайта

Поиск по сайту

Главная // Инфраструктура ИКТ

Инфраструктура ИКТ

Общая динамика развития инфраструктуры связи в целом и ее вклад в развитие экономики

Инфраструктура связи является одним из важнейших ресурсов социально-экономического развития. Доступность современных услуг связи на всей территории страны во многом определяет темпы экономического роста, качество жизни населения, эффективность государственного управления, охраны правопорядка и обеспечения национальной безопасности.

На протяжении последних пяти лет связь является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в Российской Федерации. Темпы ее роста значительно опережают общие темпы роста национальной экономики и составляют в среднем более 30 процентов в год. В 2005 году объем отрасли вырос на 32 процента по отношению к предыдущему году и превысил 700 млрд. рублей. Как следствие, доля отрасли в структуре ВВП неуклонно увеличивается и к концу 2005 года составила около 3,7 процентов.

Динамика развития отдельных сегментов отрасли и уровень доступности современных услуг связи на территории страны

Динамичный рост происходит во всех сегментах электросвязи: фиксированной, мобильной, телерадиовещании, а также в почтовой связи. По темпам развития отрасли связи Россия сегодня занимает лидирующие позиции в мире.

Развитие сетей электросвязи в 2005 году осуществлялось в соответствии с «Концепцией развития рынка телекоммуникационных услуг в РФ на период до 2010 года».

Тенденция стабильного роста в сегменте фиксированной связи подтверждает стабильность спроса на эти услуги со стороны населения. В первую очередь это связано с продолжением телефонизации удаленных и труднодоступных населенных пунктов и ростом жилищного строительства. За последнее десятилетие уровень проникновения фиксированной связи в России увеличился в 2 раза и сегодня составляет около 30 телефонных номеров на 100 человек. В 2005 году построено и введено в эксплуатацию более 12 тыс. км. магистральных и внутризоновых линий передачи, из них более 11 тыс. км. волоконно-оптических линий передачи и более 1 300 км. радиорелейных линий передачи. Число нетелефонизированных населенных пунктов и очередников на установку телефонов каждый год значительно сокращается. За 2005 год число заявок на установку телефона снизилось с 3,4 до 2,3 млн. Число удовлетворенных заявлений на установку телефона по льготным категориям граждан составило почти 100 тыс. шт. При этом повышается качество инфраструктуры фиксированной электросвязи. Так, цифровизация первичной сети составила в 2005 году 97,5 процентов. Уровень цифровизации местной телефонной сети вырос с 55,5 процентов в 2004 году до 62,5 процентов в 2005. Количество цифровых окончаний широкополосного доступа также выросло с 3,2 млн. штук до 5 млн.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2005 г. № 131-р был утвержден перечень восстанавливаемых объектов электрической и почтовой связи по ФЦП «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)» на 2005 год с финансированием в объеме 210 млн. рублей.

В рамках Программы восстановлены 40 объектов электросвязи и почтовой связи, в том числе, увеличена емкость АТС, проложено более 175 км волоконно-оптических линий передач.

Наиболее динамично развивающимся сегментом является мобильная связь. По темпам развития мобильной связи Россия сегодня занимает лидирующие позиции в мире. Однако сейчас можно говорить о некотором первичном насыщении рынка. Число абонентов мобильной связи на сегодняшний день достигло 130 миллионов. Мобильным телефоном пользуются девять из десяти россиян, а в крупных мегаполисах число подключенных мобильных телефонов превысило число жителей. Услуги мобильной связи доступны населению практически на всей заселенной территории страны. Обостряющаяся конкуренция заставляет операторов расширять спектр предлагаемых услуг и снижать тарифы.

Количество пользователей сети Интернет в 2005 году составило почти 22 млн. человек. Каждый шестой житель России пользуется услугами всемирной сети, при этом в Москве – каждый второй. Плотность пользователей Интернет на 100 человек населения составляет более 15 процентов.

Полностью завершена реструктуризация организаций федеральной почтовой связи и образован национальный оператор, объединяющий более 40 тысяч почтовых отделений, которые на протяжении почти 15 лет были юридически самостоятельны и не имели централизованного скоординированного стратегического управления. Масштабная организационная работа была проведена за весьма небольшой промежуток времени. За полтора года было создано перспективное предприятие, занявшее 40 место в рейтинге самых крупных отечественных субъектов экономической деятельности. Деятельность предприятия основана на единых принципах управления, учета и стандартов в работе. Рост продаж услуг в этом сегменте подтверждает, что ФГУП «Почта России» прошло через период организационных преобразований и сейчас успешно развивается. Объем услуг, оказываемых на базе почтовых отделений, в 2005 году составил более 42 млрд. рублей. Доходы от оказания непосредственно почтовых услуг увеличились по отношению к 2004 году на 28 процентов и составляют 13,3 млрд. рублей (34 процента в общих доходах предприятия).

Рост доходов в сегменте почтовой связи во многом связан с развитием новых услуг, оказываемых населению на базе почтовых отделений. Так, в рамках проекта «КиберПочт@» в 2005 году количество пунктов коллективного доступа (ПКД) увеличилось в 3 раза по сравнению с 2004 годом и достигло 10 000 (свыше 12 600 рабочих мест). Прирост числа посетителей ПКД в 2005 году по сравнению с 2004 годом составил 18,4%.

Наибольшее увеличение показателей произошло в доходах от оказания финансовых услуг. Рост в этом сегменте составил 34 процента, 70 процентов которых составляют доходы от денежных переводов. Доходы от оказания финансовых услуг составляют 47% в общих доходах предприятия. Федеральный оператор почтовой связи стал также одним из ведущих игроков на рынке внутренних денежных переводов. Услуга «КиберДеньги» является одной из самых важных с точки зрения ее доходности, и дальнейшее развитие этого направления является одним из главных приоритетов Почты России.

В 2005 году количество почтовых переводов выросло почти в два раза и достигло 130 млн. шт. по сравнению с 74,4 млн. шт. в прошлом году. Всего Почта России перевела более 216 млрд. руб., а доходы от оказания услуги составили 4,8 млрд. руб. По сравнению с 2004 годом увеличение доходов произошло на 35% за счет увеличения объема пересылаемых переводов на 98 процентов.

Доходы от выплаты пенсий и социальных пособий в 2005 году составили 11,3 млрд. руб., что на 37% выше уровня 2004 года. ФГУП «Почта России» осуществляет доставку пенсий 23,1 млн. пенсионерам или почти 60% от их общей численности.

Начиная с 2005 года, ФГУП «Почта России» с успехом осуществляется доставка денежных компенсаций в виде денежных выплат взамен предоставляемых льгот через организации федеральной почтовой связи и обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, маркированными почтовыми конвертами «Воинская корреспонденция», приобретаемыми за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Подразделениями предприятия производится доставка и выплата федеральных ежемесячных денежных выплат 10,7 млн. получателям. Из общего количества получателей пенсий и социальных пособий, обслуживаемых почтой, 41,6% проживает в сельской местности, в отдаленных и труднодоступных районах.

В 2005 году увеличены размеры инвестиций по сравнению с 2004 годом более чем в 5 раз до 2,3 млрд. руб. (финансирование проекта строительства автоматизированного сортировочного центра (АСЦ) в г.Москве, реконструкция отделений почтовой связи (ОПС), приобретение вычислительной и оргтехники, транспортных средств). В 2005 году началось строительство первого АСЦ в Московском регионе, подписан контракт с Siemens AG на строительство второго АСЦ в Северо-Западном регионе России. В 2006 году планируется в Московском регионе полностью завершить строительство и до конца года запустить инвестиционные проекты по строительству современных зональных сортировочных центров в г. Минеральные воды, Воронеж и Тюмень.

В рамках Федеральной космической программы России национальным оператором - ФГУП «Космическая связь» - в 2005 году завершен также первый этап реализации программы восполнения и развития спутниковой группировки для обеспечения устойчивости функционирования гражданских спутниковых систем связи и вещания. По итогам года ФГУП «Космическая связь» вошло в десятку ведущих международных операторов спутниковой связи. В соответствии с графиком работ в прошлом году были осуществлены запуски на геостационарную орбиту и введены в эксплуатацию два спутника серии «Экспресс-АМ» для обслуживания Сибирского и Дальневосточного регионов страны. С запуском в июне 2005 года космического аппарата нового поколения «Экспресс-АМ» и вводом его в эксплуатацию выполнена государственная задача по обеспечению устойчивости функционирования гражданских спутниковых систем связи и вещания в стране, обеспечены условия для развития цифрового телевидения во всех пяти вещательных зонах Российской Федерации, имеющийся спутниковый ресурс позволяет одновременно передавать не менее 600 телевизионных и радиопрограмм в цифровом формате.

Одновременно с восполнением космической группировки, проводились мероприятия по развитию наземного сегмента спутниковой связи. В настоящее время сеть распространения государственных общероссийских ТВ программ модернизируется для передачи программ в цифровом формате. В результате выполнения всех запланированных объемов модернизации спутниковая система «Москва-Ц» обеспечит распространение цифрового пакета из 4-6 государственных общероссийских ТВ программ в цифровом формате для 5 зон вещания на территории России. Имеющиеся технические средства телерадиовещания обеспечивают охват 99 процентов населения России одной и более телевизионными программами, 97 процентов – двумя и более программами и 74 процента - тремя и более программами.

Такой рост отрасли связи стал возможен благодаря проведению последовательной государственной политики, направленной на формирование современной нормативной правовой базы в отрасли и повышение доступности современных услуг связи на всей территории страны.

В рамках реализации Федерального закона «О связи» в 2005 году Министерством разработаны необходимые подзаконные акты, направленные на развитие добросовестной конкуренции на рынке связи и обеспечение равных прав для всех операторов связи. В настоящее время принято 36 из подготовленных 39 подзаконных актов.

Формализованы и упрощены процедуры лицензирования, распределения ограниченного ресурса, межоператорского взаимодействия и подтверждения соответствия. Установлены равные и прозрачные правила для всех игроков на рынке: уточнен статус операторов связи, занимающих существенное положение на рынке, тем самым созданы барьеры для диктата монополистов; детально регламентированы вопросы присоединения сетей связи и их взаимодействия; более четко прописаны отношения собственности на средства и сети связи.

С вводом в действие с 1 января 2006 г. Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия и Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи российский телекоммуникационный рынок вступил в фазу практической реализации стратегии демонополизации рынка услуг дальней связи. На сегодняшний день выданы лицензии на услуги междугородной и международной телефонной связи 20 операторам связи, среди которых крупнейшие компании отрасли. Уже в скором времени потребитель сможет выбирать, услугами каких компаний связи пользоваться при междугородних и международных звонках. Данный шаг направлен на дальнейшее развитие конкуренции на рынке связи и будет способствовать снижению действующих тарифов на услуги дальней связи и повышению качества предоставляемых услуг.

С 1 января 2006 года также вступили в действие Правила оказания услуг подвижной связи, которые регламентируют отношения между абонентами и операторами связи при заключении и расторжении договоров на оказание услуг подвижной связи.

В 2005 году началась реализация предусмотренного федеральным законом «О связи» механизма универсального обслуживания, под которым понимается предоставление населению на всей территории страны гарантированного государством набора минимально необходимых услуг связи. К универсальным услугам связи относятся услуги телефонной связи с использованием таксофонов и услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа. В каждом населенном пункте будет установлен как минимум один таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным службам, а время доступа пользователя к таксофону (без использования транспорта) не будет превышать 1 час. Предусмотрена возможность приема входящего телефонного сообщения на таксофон за счет вызывающего абонента, что позволит повысить экономическую доступность универсальных услуг связи в удаленных поселениях, а также повысить доходы операторов универсального обслуживания. В населенных пунктах с населением не менее 500 человек будет организован пункт коллективного доступа к сети Интернет.

Выбор операторов универсального обслуживания будет определяться по результатам конкурса на право оказания универсальных услуг связи, проводимого в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Учитывая, что тарифы на универсальные услуги связи устанавливаются с целью обеспечения доступности цен на универсальные услуги связи, операторы универсального обслуживания могут нести убытки, причиняемые оказанием универсальных услуг связи. Источниками компенсации убытков операторов являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) всех операторов сети связи общего пользования в создаваемый для этих целей резерв. Средства данного резерва формируются и расходуются исключительно на цели, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом (возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи).

В 2005 году Правительством Российской Федерации было принято пять постановлений, регламентирующих вопросы реализации системы универсального обслуживания в нашей стране. В настоящее время утвержден план проведения конкурсов на право оказания универсальных услуг связи. При его разработке принимались во внимание доступность услуг связи на территории субъекта Российской Федерации, плотность населения и географические особенности местности. Уже подведены первые итоги конкурсов на право оказания универсальных услуг связи по всем субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного федерального округа. При этом внедрение универсальной услуги на территории округа планируется завершить уже к концу 2006 года. Итоги проведения конкурсов уже подведены также по 28 субъектам в различных федеральных округах. Проведение конкурсов на всей территории Российской Федерации предполагается осуществлять поэтапно с завершением во втором квартале 2007 года. Решить задачу телефонизации населенных пунктов в полном объеме предполагается в 2008 году.

Существующие ограничения для развития инфраструктуры связи

Однако, несмотря на достигнутые результаты, по уровню развития и доступности информационно-коммуникационной инфраструктуры для населения и организаций Российская Федерация значительно отстает не только от развитых, но и от многих развивающихся стран.

Развитие инфраструктуры связи происходит неравномерно, существуют серьезные диспропорции в уровне доступности современных информационно-коммуникационных услуг для отдельных групп населения и отдельных регионов. Качество и надежность инфраструктуры связи во многих случаях являются недостаточными для оказания услуг, отвечающих современным требованиям. Широко применяются морально и технически устаревшие средства связи. Существующие темпы модернизации инфраструктуры связи и предоставления на ее базе современных услуг связи не позволяют обеспечить полное удовлетворение растущих потребностей населения и организаций. Недостаточный уровень развития и доступности инфраструктуры связи становится важным препятствием на пути социально-экономического развития страны.

Несмотря на динамику развития рынка услуг связи в Российской Федерации, достигнутую в результате последовательной реализации государственной политики по устранению административных ограничений и стимулированию развития конкуренции, существующие инфраструктурные барьеры, с одной стороны, и невозможность перевода на полностью рыночные условия деятельности операторов связи в сегментах, имеющих принципиально важное значение для достижения социально-политической стабильности, безопасности страны и эффективности государственного управления, с другой, не позволяют обеспечить поддержку необходимых темпов социально-экономического развития страны.

Инфраструктура связи без решения данных проблем уже в ближайшем будущем станет серьезным тормозом для успешного развития страны и ее полноценной интеграции в мировое сообщество как равноправного партнера. Учитывая сложившееся отставание в этой сфере, а также то, что значительная часть инфраструктуры находится под непосредственным государственным управлением, невозможно обеспечить ее эффективное и ускоренное развитие за счет использования только рыночных механизмов.

Государственная поддержка требуется в приоритетном порядке для решения следующих задач:

  • проведение конверсии радиочастотного спектра;
  • внедрение цифрового телевизионного вещания;
  • создание системы обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру «112»;
  • создание единой системы навигационно-временного обеспечения;
  • развитие спутниковой связи;
  • модернизация инфраструктуры почтовой связи.