Главная страницаКарта сайта

Поиск по сайту

Главная // ИКТ в медицине и здравоохранении // Использование новейших ИТ-технологий в здравоохранении

Использование новейших ИТ-технологий в здравоохранении

Главной целью модернизации российского здравоохранения, сформулированной в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ, является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.

Одним из кризисных проявлений российской системы здравоохранения является концентрация лучших врачей в ведущих медицинских центрах Москвы при низком уровне обеспеченности высококвалифицированными специалистами регионов страны. Возможность получения квалифицированной медицинской помощи затруднена существенным удорожанием пассажирских перевозок. В результате этого число пациентов, проходивших обследование в столице, сократилось с 12 – 15 миллионов человек ежегодно в конце 80-х гг. до примерно 1 миллиона пациентов в настоящее время. Потребность населения России в дорогостоящей медицинской помощи в учреждениях здравоохранения федерального подчинения оценивается в 6,5-7,0 млн. человек в год при фактическом направлении на лечение в московские клиники и научные центры порядка 90 тыс. пациентов из регионов в условиях неполной загрузки федеральных медицинских центров.

Решение этой проблемы традиционными методами затруднительно, но оно становится возможным на стыке медицинских, информационных и коммуникационных технологий, синтез которых дал толчок становлению и развитию телемедицины. Которая будет включать мобильные диагностические комплексы и телемедицинские центры, формируемые на базе действующих лечебных учреждений.

Создание телемедицинских сетей и внедрение телемедицинских услуг – это ориентация на массовое удовлетворение постоянной и жизненно важной потребности человека, реальный шаг в направлении решения обозначенной Президентом России чрезвычайно важной социальной задачи - сохранения здоровья «вымирающей страны».

Важнейшими социальными задачами, которые система здравоохранения может решить с помощью телемедицинских систем, являются:

  • обеспечение общедоступности и единого высокого стандарта качества медицинского обслуживания в любом учреждении здравоохранения независимо от его территориального положения и ведомственной принадлежности;
  • медицинское обслуживание лиц, проживающих или временно находящихся в отдаленных или труднодоступных районах;
  • оказание медицинской помощи в очагах массовых поражений и чрезвычайных ситуациях;
  • организация консультаций в ведущих медицинских центрах мира;
  • информационно-коммуникационное содействие принятию решения о выборе места лечения за рубежом;
  • наблюдение и консультирование больных после сложных оперативных вмешательств;
  • непрерывное дистанционное обучение и переподготовка кадров на местах с получением быстрого постоянного доступа к новейшей медицинской информации;
  • развитие международного сотрудничества и распространение российских медицинских достижений;
  • обеспечение сбора, хранения и доступа к базам данных с медицинской и управленческой информации работникам здравоохранения и оказание государственных услуг населению в данной сфере.
Накопленный в РФ опыт применения телемедицинских технологий и систем показал, что в условиях России телемедицина является особо эффективным инструментом достижения указанной цели.

Проект «Телемедицина» может стать важной составляющей реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения «Здоровье» на 2006 – 2007 годы.

Работы по развитию телемедицинских технологий и оказанию консультативно-диагностических услуг последовательно и активно развиваются в России со второй половины 1990-х годов. В 2000 году в России начал работать первый независимый провайдерский центр по оказанию телемедицинских услуг, ориентированный на оказание специалистами федеральных специализированных медицинских центров консультативно-диагностической помощи региональным клиникам, включая как консультации по ведению конкретных пациентов, так и проведение «мастер-классов» и сертификационных курсов.

Использование телемедицинских технологий заметно активизировалось с началом действия федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (далее – Программа), в которую органически вошли и телемедицина, и дистанционное повышение квалификации работников здравоохранения.

В 2003 году в рамках Программы в результате соглашения между Мининформсвязи России и Администрацией Чувашской Республики при участии ряда коммерческих компаний введена в строй первая в Российской Федерации опорная телемедицинская зона, охватившая медицинские учреждения административного и районных центров Республики. К настоящему времени телемедицинские центры и пункты действуют во многих субъектах Российской Федерации.

В 2004 году при поддержке Мининформсвязи России и представительства Президента Российской Федерации в Уральском Федеральном округе образован консорциум с участием телекоммуникационных, телемедицинских и страховых операторов, разработавших программу предоставления широкого спектра телемедицинских услуг медицинским учреждениям и населению Уральского Федерального округа. В рамках этой программы развернуты несколько стационарных телемедицинских центров и мобильная телемедицинская лаборатория.

К настоящему времени накоплен существенный опыт по проведению телемедицинских консультаций, профилактических осмотров, диспансеризации, отработаны регламенты и тарифы.

Экономическая эффективность оказания консультативно-диагностической помощи медицинским учреждениям и населению регионов подтверждается реальными результатами деятельности.

Медико-социальные:

  • увеличение на 30% количества граждан, которым медицинская помощь стала доступна;
  • снижение смертности на 2,1% (в расчете на 1 год);
  • среднее количество лет недожития до пенсионного возраста сокращается с 15,42 лет до 14,18 лет (т.е. на 1,24 года соответственно).
Экономические:

  • достижение приведенных показателей медико-социальной эффективности потребовало расходов приблизительно в 4-5 раз меньших, чем потребовалось бы при получении тех же показателей традиционными методами без использования телемедицинских технологий.
Ориентировочная стоимость формирования сегмента упомянутой выше телемедицинской системы, ориентированного на оказание телемедицинских услуг, включающих консультативно-диагностическую помощь, ежегодный скрининг (диспансеризацию) и профилактические осмотры, повышение квалификации медицинского персонала для территории с численностью населения до 1 млн. человек (из которых 500 тыс. человек проживает в сельской местности), составляет около 900 млн. рублей. Техническое оснащение сегмента предусматривает развертывание 25 стационарных центров и до 50-ти мобильных телемедицинских лабораторий. Окупаемость указанных капиталовложений составляет менее 3 лет в случае единовременного вложения средств.

Наряду с этим представляется важным оснащать лечебные учреждения программным обеспечением, которое позволит вести в электронном виде карты здоровья населения. Это потребует также создания центров обработки и хранения медицинских данных, что позволит сделать информацию о состоянии здоровья гражданина доступной, независимо от места его нахождения.

Важной задачей, также является создание информационной системы мониторинга наличия лекарств в аптеках с доступом через Интернет.